Александр Кемурджиан – создатель первых планетоходов

 

Александр Леонович Кемурджиан – выдающийся инженер-конструктор, основатель советской научной школы космического транспортного машиностроения, создатель первых планетоходов. доктора технических наук, профессора, Лауреата Ленинской премии, действительного члена Академии Космонавтики России им. К.Э. Циолковского, лауреата премии Высшей школы СССР.

С именем Александра Леоновича неразрывно связано создание нового направления космической техники – транспортного космического машиностроения.

Он автор более 200 научных трудов, в том числе пяти монографий и более 50 изобретений. Главным делом жизни Кемурджиана стало создание космической техники и участие в создании первого в мире автоматического самоходного аппарата для исследований на поверхности Луны.

Он был главным конструктором самоходного шасси лунохода, что, собственно, и делало “Луноход” луноходом.

Александр Леонович Кемурджиан родился 4 октября 1921 года во Владикавказе. Отец его происходил из семьи армян из Трабзона. Детские и юношеские годы Александра Леоновича прошли в Баку.

В 1940 году Александр приехал в Москву и поступил а в МВТУ им. Баумана.

По прибытии в Ижевск А.Л. Кемурджиан приступает к занятиям. Там же он узнает о том, что в Ижевск переведено Ленинградское краснознаменное артиллерийско-техническое училище. На рапорт, написанный им начальнику МВТУ с просьбой отправить его на фронт, он получает отказную резолюцию. Но желание «бить врага» был столь сильным, что с группой таких, же белобилетников, он смог получить медицинские справки о годности к воинской службе. После этого он был зачислен в артиллерийское училище. Когда он гордый собой, в обмотках и шинели объявился в своем родном Бауманском училище и попался на глаза одному из преподавателей, знавшего его, то услышал: «Молодой человек, что же вы наделали?!» Но это его не остановило.

После окончания шестимесячного курса училища А.Л. Кемурджиан направляется в 162 Среднеазиатскую, впоследствии Новгород-Северскую, Краснознамённую, ордена Суворова II степени стрелковую дивизию. Дивизия формировалась в Ташкенте в ноябре – декабре 1942 года из пограничников Восточного и Среднеазиатского округов. Первоначально 162 Среднеазиатскую предполагалась к отправке в Иран, поэтому формировалась как дивизия НКВД. Но к моменту завершения формирования ситуация с Ираном прояснилась. Иранское правительство не оказало сопротивления советским войскам, которые были введены туда по соглашению между СССР и Ираном, существовавшем на тот момент. По этому соглашению войска СССР имели права вводиться на территорию Ирана в случае угрозы безопасности СССР.

С учётом изменившихся задач, дивизия была выдвинута для дополнительного формирования уже в Златоуст. Там они оказались в январе – феврале 1943 года. Александр Леонович рассказывал, каким потрясением для него, до этого всю жизнь прожившего на юге, оказались страшные морозы, в то время случившиеся в Златоусте.

Когда в конце февраля 1943 года они начали движение к городу Елец (20–26.02.1943), то все вздохнули с облегчением. После этого они были выдвинуты на передовую в район с. Волково. В конце марта 1943 года часть приняла боевое крещение при прорыве обороны противника у д. Плоское, с взятием города Золотое Дно. После этих боев их отводят во второй эшелон (с. Михайловка), где они пробыли с апреля по июнь 1943 года. После марш-броска на Молотычи (04–10.07.1943), принимают участие в Курской битве сначала в боях под этим селом, а потом участвуя во взятии г. Кромы.

Александр Леонович вспоминал: “12 августа 162-я Среднеазиатская стрелковая дивизия участвовала в освобождении города Дмитровск-Орловский, а во второй половине августа вела наступление в районе Севска. Много интересных сведений о 162-й Среднеазиатской стрелковой дивизии прислал в Музей историй войск ТуркВО А.Л. Комаров.
Он вспоминает, что в последних боях на курской земле дивизия вошла в состав 19-го стрелкового корпуса и сосредоточилась в районе села Михайловка, чтобы наступать на деревню Чернь, примерно в 50—60 километрах от Теплого и Молотычей. Дивизия довольно быстро прорвала оборону и начала теснить немцев к северу.
Было замечено, что на этом участке противник отходит быстрее, чем перед другими соединениями. Закралась мысль, что гитлеровцы заманивают дивизию в «мешок». Вскоре удалось выяснить причины панического отступления немецких частей.
Немецкий пленный показал, что во время боев за Самодуровку их командир сообщил начальству:
— Передо мной действует среднеазиатская банда Сенчило. В плен не берут! Режут ножами! Солдаты в панике, деморализованы и отходят. Прошу мою дивизию перевести на любой другой участок. 31-ю немецкую пехотную дивизию перевели.
Но — ирония судьбы и приказ командующего войсками 70-й армии — на этот, же участок была переброшена и 162-я Среднеазиатская дивизия генерал-майора С.Я. Сенчило, где они встретились в бою. Конечно, воины-среднеазиатцы сражались доблестно, а что касается ножей, то это подарок рабочих Златоуста, отковавших ножи и подаривших каждому воину 162-й дивизии.
«На фронте нож пригодится», — говорили они солдатам. И действительно, кинжалы из Златоуста пригодились в рукопашных схватках на Курской дуге”. Этот материал имеется во второй книге Королева В.Ф. «Пограничники на Курской дуге» на странице 107 – 108 изданной в 2006 году.
Дальнейший боевой путь его части можно привести, пользуясь схемой боевого пути этого соединения, составленной Александром Леоновичем Кемурджианом в августе 1985 года.

Если указывать его боевой путь бегло, то следует просто перечислить основные этапы: участие в Курской битве, освобождение Украины, Белоруссии, Польши, форсирования рек Десна, Днепр, Висла, Одер.

Свой боевой путь он завершил в Померании, участвуя 3 мая 1945 года во взятии г. Бад-Доберана. За участие в боевых действиях Александр Леонович Кемурджиан был награждён Орденами Красной звезды (1944), Отечественной войны (1945, 1995), несколькими медалями, в том числе, и медалью «За боевые заслуги». Демобилизовался из армии в 1946 году старшим лейтенантом.

Уже после войны в газете «Красная звезда» за 05 июня 1949 года была напечатана заметка «В сердцах потомков», подписанная корреспондентом майором В. Хабиным. В ней, вспоминая войну, Хабин посвятил несколько строк рассказу об Александре Кемурджиане, дальнейшая послевоенная судьба которого тогда была не известна автору. В своей заметке он писал: «В одной из палаток работник боепитания старший лейтенант Александр Кемурджиан иногда читал наизусть стихи. Искусством декламации он славился на всю дивизию и, в частности, превосходно знал Пушкина: мог прочитать любую главу «Евгения Онегина», «Цыган», «Полтаву», «Медного всадника», многие стихотворения. И водители, и ездовые всегда старались послушать Кемурджиана, пользуясь свободной минутой». Много лет спустя, они встретились на одной из встреч однополчан при поездках по местам боевого пути их части, и только тогда А. Кемурджиан и узнал об этой заметке своего однополчанина.

В 1951 году с отличием окончил МВТУ им. Баумана и был направлен на работу во ВНИИ-100. С сентября 1951 года вся жизнь Александра Леоновича Кемурджиана неразрывно связана с этой организацией, где он прошел путь от инженера до главного конструктора-заместителя директора института.

С 1959 по 1963 годы Кемурджиан занимался созданием сухопутных транспортных средств на воздушной подушке. До натурных испытаний были доведены макеты боевой разведывательно-дозорной машины на воздушной подушке, ее называли “ползолетом”. Эта машина могла нести экипаж до 12-ти десантников, преодолевая болота, бездорожье, водные рубежи. Прорабатывался даже вариант машины для использования в Антарктиде.

В 1963 году Александр Леонович Кемурджиан был назначен руководителем работ по созданию самоходного шасси “Лунохода”. В 1963-1973 годах он возглавлял работы по проектированию и созданию самоходного автоматического шасси луноходов и малого марсохода. Под его руководством были разработаны основы проектирования планетоходов – как транспортных машин космического назначения, а также созданы первые в мире планетоходы – “Луноходы”, марсоходы, аппарат для прыжкового передвижения по спутнику Марса Фобосу. С помощью приборов, сконструированных под руководством Кемурджиана, получены данные о физико-механических свойствах грунта Луны и Венеры.

Кемурджиан участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В мае 1986 года был командирован на место аварии для оценки условий работы транспортной техники. Под его руководством в сжатые сроки создан дистанционно управляемый специализированный транспортный робот СТР-1, оказавший существенную помощь при ликвидации последствий аварии.

Заслуги А.Л. Кемурджиана достойно отмечены: он доктор технических наук, профессор,лауреат Ленинской премии, награжден орденами Ленина, Мужества, Красной Звезды, Отечественной войны, Почета, а также медалями ФК СССР и боевыми медалями. А в 2006 году было принято решение Федерации Космонавтики (ФК) об учреждении награды – медали имени А.Л. Кемурджиана.

Он являлся членом нескольких международных научных обществ – Планетного общества (США), Европейского геофизического общества (Германия), членом-корреспондентом Комиссии по исследованию космического пространства (Франция).

Имя Кемурджиана внесено в книгу “Выдающиеся люди XX века”, изданную в Великобритании.

Александр Леонович Кемурджиан ушел из жизни 24 февраля 2003 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Армянском кладбище.

В 1997 году решением Международного астрономического союза именем Александра Леоновича Кемурджиана была названа одна из малых планет Солнечной системы.

Главным делом жизни А.Л.Кемурджиана стало создание космической техники и участие в создании первого в мире автоматического самоходного аппарата для исследования поверхности Луны.

Он был главным конструктором самоходного шасси Лунохода.

За время работы по космической тематике он сотрудничал с целой плеядой замечательных ученых – С.П.Королевым, М.В.Келдышем, Бабакиным Чертком.

В 1997 году руководитель клуба «Пограничник» г.Щигры Курской области Королев Владимир Федорович познакомился с ветераном 162 Среднеазиатской дивизии и участником Курской битвы Кемурджианом Александром Леоновичем. В течение шести лет вплоть до смерти 24 февраля 2003 года Кемурджиана А.Л. шла переписка и передача материалов по истории 224 Памирского полка 162 Среднеазиатской дивизии и подвиге взвода пограничников под командованием лейтенанта Александра Демидовича Романовского. С которого и началось изучение подвига Памирских пограничников.